Сотни тысяч лет отделяют нас от того
момента, когда человек впервые познал вкус меда, а затем и понял, что этот
полезный продукт можно добывать из дупел деревьев и трещин в скалах,
заселенных пчелами. К сожалению, археология не может установить точно, когда
это произошло.
Охота за медом в местах большого распространения
пчел, по-видимому, появилась в эпоху палеолита, так как она требовала уже соответствующих орудий
производства и трудовых навыков. Наскальный рисунок в Аранской пещере в
Испании, изображающий добывание меда из расщелины скалы,
показывает, что уже
в 15 тысячелетии до н.
э. человек употреблял
при охоте за медом веревку
и корзину. Очевидно, такие же
орудия он применял и когда добывал мед из дупел деревьев.
Следовательно, уже в то время охота
за медом имела
давние традиции. Однако по своей
сущности охота за медом относится больше к собирательству, чем к производству,
так как при ней сделанные человеком орудия употреблялись лишь в
целях добычи меда, а не для его производства.
Охота за медом существовала на протяжении
всего периода родового строя и стала исчезать лишь с развитием пашенного
земледелия.
Уже во времена Геродота (V в. до и. 1.)
мед и воск
были в широком употреблении у скифов. Об этом свидетельствуют
описанные Геродотом погребальные обряды
скифов, персов и вавилонян. Персы и вавилоняне, по-видимому, пользовались
завозными продуктами пчеловодства, так как природные условия
этих стран не были
благоприятными для широкого развития медового промысла. Крупнейшим поставщиком меда и воска в страны Ближнего
Востока были оседлые скифские племена,
занимавшиеся земледелием.
Скифы-скотоводы, населявшие степные
районы, вели кочевой образ жизни и не могли быть производителями меда и воска
и, очевидно, сами получали их в форме дани от оседлых племен.
Торговля медом и воском с Грецией
приобрела особенно широкий размах к концу I тысячелетия до н. э. По
свидетельству Полибия (греческий писатель II в. до н. э.), греки вывозили из
северного Причерноморья («окружающих Понт стран») хлеб, скот, рабов, а «из
предметов роскоши... в изобилии мед, воск, соленую рыбу».
Следовательно, у скифов мед и воск были
уже продуктами хорошо организованного промысла. Вероятнее всего этот промысел
существовал в форме бортничества и его высшей ступени — бортевого пчеловодства,
характерного для племен и народов южнорусской лесостепи уже при развитой
частной собственности.
Не исключена возможность, что скифы знали
и пасечное ульевое пчеловодство, так как грекам оно было известно еще в
середине I тысячелетия до н. э., а скифы имели с греками тесные
военно-политические и экономические контакты и, естественно, могли бы перенять
эту более прогрессивную форму пчеловодства.
Иностранные и первые русские письменные
памятники сообщают, что ко времени образования Киевского государства и
правления первых Рюриковичей пчеловодный промысел восточных славян имел
характер важной и хорошо организованной отрасли феодального хозяйства. В
собственности феодалов, прежде всего киевского князя, его семьи и
родственников, боярства и знатных дружинников находились большие площади так
называемых бортных ухожеев — лесных угодий, пригодных для ведения бортевого пчеловодства.
Бортные угодья использовались самими
владельцами, а также сдавались в аренду за определенную плату деньгами
или (чаще всего) натурой. Наряду с этим
существовали бортные угодья и как собственность крестьян, полузависимых
и свободных, облагавшаяся, подобно другим средствам производства (земля,
звериные и рыбные ловли и т. д.), данью
в пользу князя и государства.
Борти и бортные угодья, имевшие серьезное
экономическое значение, находились под охраной законов Киевского государства.
По «Русской правде» за порчу или
разграбление княжеской борти взимался штраф 3 гривны (цена одной лошади
или 9 баранов), смердьей (крестьянской) — 2
гривны. За умышленное нарушение
бортной межи, так же
как и пашенной,
налагался штраф 12 гривен.
Таким образом, уже с самого начала
существования Киевского государства право
собственности на бортное ухожье и борть было тождественно праву на землю.
Это свидетельствует высокой организованности производства
меда и воска
в Киевской Руси, об
окончательном переходе бортничества в бортевое пчеловодство,
то есть о превращении
его в организованную отрасль хозяйства.
Экономическое значение
пчеловодства этого времени было
очень большим. Мед и воск наряду
с мехами служили своеобразной валютой
в оживленной торговле Киева с
Византией, западными и северо-западными европейскими государствами. Через
волжско-камских болгар,
Хазарское царство и Византийские порты мед и воск из восточно-славянских
земель шли в страны Арабского Востока и Средиземноморья в обмен на дорогие
ткани, оружие, предметы роскоши. Свое
желание перенести столицу Киевского государства в Переяславец на
Дунае киевский князь Святослав
(Игоревич) обосновывал тем,
что в Переяславце сходились пути международной
торговли важнейшими товарами, в числе которых были «мед и
воск из Руси».
Это говорит о накоплении значительных излишков продуктов пчеловодства в
руках имущей верхушки Киевского
феодального общества.
Следует отметить, что, судя по дошедшим
до нас письменным документам той эпохи, Киевская Русь была в свое время
практически единственным крупным
экспортером продуктов пчеловодства.
В конце I тысячелетия н. э. высокий
спрос на продукты русского пчеловодства поддерживался пышным развитием православной церкви в Византии, являвшейся основным
потребителем русского воска и меда. Принятие в 988 г. христианства и
последовавшее вслед за этим быстрое строительство церквей и монастырей в «градах и весях» на всей
огромной территории Киевской Руси резко увеличило внутренние потребности страны
в продуктах пчеловодства,
особенно в воске.
Бурно развивавшаяся русская поавославная
церковь с ее пышными обрядами расширяла и обмен воска на дорогие заграничные
ткани, церковную утварь, золотые и серебряные изделия светского и
церковного назначения.
В итоге общий спрос на мед, и особенно на
воск, еще больше увеличился. Способствовало этому и соперничество Киева с
Константинополем. По свидетельству иностранцев, вскоре после принятия христианства, в самом начале
XI века, в Киеве уже
было около 400 церквей, а через 100
с небольшим лет, по сообщению летописи, во время пожара в Киеве сгорело
более 600 церквей. Киеву старались подражать Новгород, Чернигов, Полоцк и
другие столицы удельных княжеств, превратившиеся в процессе феодализации и распада
Киевского государства в столицы самостоятельных феодальных
государств.
В
процессе феодализации и
захвата крупными феодалами
лучших земель, в
том числе и
бортных угодий, создаются
условия для сосредоточения в их
руках огромных запасов
меда и воска. В
эпоху феодальной раздробленности и междуусобных войн
мед и особенно воск
наряду со скотом, и пленными считались наиболее ценными военными трофеями. Из
погребов разграбленной в 1146 г. Путивльской усадьбы Киевского князя Святослава
враги взяли 500 берковцев (5000 пудов) меда.
В эпоху феодальной раздробленности внешняя
торговля продуктами пчеловодства не сократилась,
потому что воск и мед были одними из
немногих .производившихся на
Руси продуктов, которые имели большой
и постоянный спрос на
международном рынке и на
которые многочисленные потомки Рюрика, претендовавшие на величие и сидевшие
на престолах великих и удельных княжеств, могли купить себе дорогие заморские ткани, оружие,
украшения.
Внутренняя же торговле медом и воском в
эту эпоху в силу тех же причин значительно выросла. Согласно письменным
документам, в XII веке в Новгороде уже существовал особый класс купцов
«вощников». Через рынок этого крупного торгового центра проходило в то время
ежегодно около 20 тысяч пудов воска.
Учитывая,
что меда производилось в несколько раз больше, чем
воска, что Новгород был
на единственным крупным воско-медовым рынком, что значительная часть
меда и воска потреблялась на месте (дворами князей и бояр, церквями и
монастырями, крестьянским населением), можно уверенно говорить о важной роли пчеловодства в
экономике русских княжеств
XII—XV веков и высокой степени
его организации как отрасли хозяйства.
Это подтверждается многочисленными письменными
документами той эпохи, в
частности завещаниями и
договорными грамотами великих
и угольных князей, в
которых борти и бортные угодья
упоминаются, как правило, сразу же
после деревень с
землей и населением, то есть
отнесены к разряду наиболее важных
предметов завещаемого имущества.
Такое положение русское пчеловодство сохраняет
до XVII
века включительно. Значение пчеловодства в экономике Русского государства XVII века все еще
достаточно высоко. Оно служит единственным на Руси источником
концентрированного пищевого сахара, употребляемого и в кондитерском деле, и для
приготовления хмельных напитков. Как предмет международной торговли и
материал для изготовления свечей и удовлетворения других нужд внутри страны сохранил свое значение и воск.
Особую
роль в XVII
веке сыграло пчеловодство, в
колонизации южных окраин Московского государства, обезлюдевших после
татарского нашествия. Заселяя
территорию теперешних Белгородской, Курской, Липецкой, Воронежской и соседних
с ними областей, Московское правительство расплачивалось с переселенцами за
охрану южных границ главным образом
землей, охотничьими, рыболовными
и бортными угодьями,
которыми эти территории
были в то время
очень богаты. При этом бортные угодья приравнивались в определенных
пропорциях к пашне и сенокосам и
облагались соответственно налогами. Эти
налоги составляли видную статью доходов
Московской государственной
казны.
Наряду
с угодьями, приравненными к
четвертной (облагаемой) пашне и отданными
в поместье за
службу, очень много. угодий (собственность государства) отдавалось на оброк с публичных
торгов или на обычный оброк деньгами, медом и воском. Эта система эксплуатации бортных
угодий была основой
свободной колонизации края.
Как правило, свободные (не
служилые) переселенцы вначале организовывали бортный промысел, или пасеку,
вступая тем самым в даннические отношения с Московским государством.
Следует заметить, что бортевое пчеловодство
было свойственно лишь первоначальному
этапу колонизации районов черноземного центра. Уже в первой
половине XVII века
в связи с ростом населения
и освоенности территории и благодаря влиянию пасек,
организовывавшихся
выходцами с Украины, для которых пасека была уже хорошо
знакомым делом, бортевое
пчеловодство здесь начинает
быстро заменяться пасечным,
колодным.
К 1664 г. пасечное дело здесь было
настолько развито, что царь потребовал от
белгородского воеводы выслать «...из тамошних городов мужиков человек
15 или 20, которые умеют строить пасеки и водить пчелы...»
для организации пасек
в подмосковных царских имениях.
Пасечное
пчеловодство, хотя оно в отличие от бортевого не связано с облагаемой земельной
территорией, не выходит из-под
контроля государства.
Самочинно организованные и
незарегистрированные, то есть
не обложенные налогом, пасеки, даже
воеводские, конфисковались в пользу государства, что свидетельствует о все еще
высоком значении пчеловодства в экономике Московского государства.
По дошедшему до нас описанию такой
конфискованной пасеки белгородского воеводы видно, что ей свойственны все основные
черты развитого пасечного хозяйства. Она была
оснащена всеми необходимыми средствами
производства, начиная от
инструментов для поделки ульев и отбора меда и кончая зимовниками и
посудой для весенней подкормки пчел сытой. На этой
пасеке, а следовательно, и на
других сознательно применялись своеобразные приемы племенной работы,
заключавшиеся в том, что
«худых» пчел осенью
«убивали», а в
зиму оставляли «ульи
доброй я средней
семенной пчелы».
Обычно первое появление пасек на юго-западе
современной территории
СССР относят к XIV веку, а в центральных районах — к XVII веку. Однако есть
все основания предполагать, что пасеки
появились на
Руси значительно раньше,
а названные даты
— это время массового
распространения пасек на юго-западе
и в Подмосковье. Организация в
середине XVII века царских пасек путем
сбора ульев с
крестьян «...по улью с двора, или по два, а будет
мочно и не
в тягость и
по три...», говорит о широком
распространении пасечных форм пчеловодства даже у крестьян подмосковных районов, что,
несомненно, подчеркивает их давность.
В пользу более раннего возникновения
пасечного колодного пчеловодства говорит и характер социально-экономического
развития Русской земли в XI— XIV веках. Процесс феодализации, начавшийся еще в середине первого тысячелетия, в
первых веках второго тысячелетия
бурно развивается и приводит к
тому, что в
XIII—XIV веках на Руси
установились феодальные порядки.
Пасечное колодное пчеловодство характерно для
эпохи развитого феодализма,
но возникло оно
задолго до этого и развивалось вместе
с феодальным способом производства. В районах густонаселенных и
обезлесенных оно возникло раньше
и развивалось значительно быстрее,
чем в малонаселенных лесных районах, Это
подтверждают раскопки Райковецкого городища,
где были обнаружены доски
со следами пчелиных сотов. Таким
образом, в среднем Поднепровье пасечное
пчеловодство существовало уже
в XII веке.
Арабский писатель Ибн-Даст пишет, что «из
дерева они (восточные славяне) выделывают род кувшинов, в которых находятся у
них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается». Это свидетельствует о том,
что уже в X веке у наших предков было все для перехода от бортевого
пчеловодства к пасечному.
В сказании араба легко увидеть, что
славяне уже делали
жилища для пчел не в стволе растущего дерева, а в наиболее пригодном
для этого обрубке дерева. Отсюда
до пасечного пчеловодства — один
шаг. И он
был, вероятно, сделан
очень скоро. Во
всяком случае, есть свидетельство
того, что южные
области Киевского государства
характеризовались развитым пасечным
пчеловодством еще задолго до XIV века. Иностранный путешественник Галл (начало XI
века) в своей
«Хронике» писал: «Я видел
в этой земле
удивительное множество пчел,
пчельников, пасек на степях и борти в лесах,
я заметил в
ней чрезвычайное обилие
меда и воска».
Возникновению пасек способствовало также
освоение восточно-славянскими племенами культуры энтомофильных растений, судя
по данным археологии, еще в XI—-XII веках. К XVI—-XVM векам гречиха и плодовые
сады продвинулись в самые северные районы их современного распространения и
занимали в хозяйстве страны видное место. В XVI веке, например, на Псковском
рынке уже был специальный гречишный ояд. а в XVII веке в подмосковных имениях
царя гречиха занимала до 7% площади посевов и до 50% урожая зерна, а сады занимали
десятки гектаров.
Начавшаяся в XVII веке капитализация
хозяйства, сопровождавшаяся вырубкой лесов в районах наиболее развитого
пчеловодства, спиртокурение, появление на международном и русском рынках
относительно дешевого тростникового и свекловичного сахара, развитие русской
сахарной промышленности подорвали экономические основы колодного пчеловодства.
Из важной отрасли Хозяйства оно превращается в любительское дело и, по словам
П. И. Прокоповича, в XIX веке перестает давать прямые
доходы.
Однако
капитализ&
|