Что мы знаем о численности пчелиных семей в нашей
стране, если взглянуть на развитие отрасли в историческом аспекте?
К началу 1964 года в нашей стране было
10 миллионов 325 тысяч пчелиных семей.
Интересно, а сколько ульев было,
скажем, лет пятьдесят назад? На этот вопрос
мы можем ответить с большой точностью: 6 миллионов 309 тысяч 43 улья.
Это мы узнаём из данных, опубликованных в 1910 году в «Ежегоднике России» —
официальном бюллетене Министерства внутренних дел. Эти данные характеризуют
развитие пчеловодства в нашей стране
перед первой мировой войной.
В начале нашего века, в 1900 году, в Российской
империи числилось 5 миллионов 288 тысяч 814 ульев. Эта цифра добыта трудами экономиста П. Г.
Чефранова. На рубеже XIX и XX веков он провел статистическое обследование пчеловодства, собрав официальные данные от
земств и волостных правлений. В результате
впервые в истории
русского пчеловодства было выявлено общее состояние отрасли. Обработанные
статистические материалы Чефранов опубликовал в изданной в 1901 году
монографии «Русская пчелопромышленность к началу XX века».
Ну, а сколько пчелиных семей было у нас в
начале XIX века, в Петровские времена, при Иване Грозном, в Удельной и Киевской
Руси? Этого мы не знаем. Ибо наши далекие предки не занимались статистикой.
При поверхностном сравнении известных
нам данных о развитии пчеловодства (5,3 миллиона семей — в 1900 году, 6,3
миллиона — в 1910 и 10,3 миллиона — в 1964) можно подумать, что пчеловодство
в нашей стране непрерывно росло. Но история говорит нам, что дело обстояло не
так.
Все косвенные данные, какими мы
располагаем, свидетельствуют о том, что современное пчеловодство ни по числу пчелиных
семей, ни по объему производства меда и воска не может быть поставлено ни в
какое сравнение с историческим. В древности в границах Московского государства
пчел, возможно, было больше, чем теперь на всей территории Советского Союза.
Тысячу лет назад, в X веке, в период
расцвета Киевской Руси, пчеловодство занимало огромное место в экономике
славян. В Киевском государстве,
например, князь со своей дружиной ежегодно в начале зимы выходил на полюдье,
объезжал подвластные земли и собирал в
виде дани меха, мед и воск. Киевский князь Святослав Игоревич (умер в 972 или
973 году) похвалялся так: «Греки поставляют мне золото, драгоценные ткани, овощи, фрукты,
вина; Венгрия снабжает скотом и конями; из Руси я получаю мед, воск, меха и
челядь».
Один иностранец, посетивший в начале XI
века земли, входящие в границы нынешней Украины, писал: «Я видел в этой земле
удивительное множество пчел, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, я
заметил в ней чрезвычайное обилие меда и воска».
У наших древних предков продукты
пчеловодства были первостепенным
товаром внутреннего обмена и внешней торговли. В Киевской Руси и во
времена возвышения Новгорода Великого мед и воск не только вывозили «из варяг в
греки» по водному пути, соединявшему Балтийское и Черное моря, но и в большом
количестве поставляли на Запад. Продукты пчеловодства вывозили через Новгород
из Мордвы и Кадома (близ земли Черемис), а также из областей Северской, Рязанской,
Муромской, Казанской, Смоленской.
В те времена большой удельный вес
занимало бортевое (лесное) пчеловодство.
Русский
историк В. Ключевский в книге «Сказания иностранцев о Московском государстве» писал о пчеловодстве XVI века:
«Самыми главными после мехов произведениями Московской земли, которые
доставлял лес, были мед и воск. По словам Иовия (сочинения Иовия Новокомского
о посольстве Василия великого князя Московского к папе Клименту VII) и
Кампензе (письмо Альберто Кампензе о делах московских к папе Клименту VII), вся
страна изобиловала плодовитыми пчелами, которые клали отличный мед не в
искусственных крестьянских ульях, а в дуплах
деревьев, без всякого присмотра. В дремучих лесах и рощах, говорит Иовий,
ветви часто бывают усеяны роями... Поселяне, которые держат домашних пчел и передают
их по наследству из рода в род, с трудом могут защищаться от нападения диких
(лесных) пчел. В дуплах деревьев часто находят большие соты старого
меда, оставленные пчелами; иногда
встречаются очень толстые пни, наполненные медом».
Пчелы и мед ценились в старину очень
высоко. Правовое положение бортников было определено еще в XI веке первым законодательным
актом — «Русской правдой» Ярослава Мудрого. За разорение или присвоение борти
взимали денежный штраф 3 гривны, что равнялось стоимости коня, а за изъятый
мед — 10 кун (10 шкурок куницы). А по Литовскому статусу за эти же преступления
виновные подвергались смертной казни.
В течение многих столетий пчеловодство
в нашей стране процветало. Пышный расцвет отрасли объяснялся исключительно
важной экономической ролью продуктов пчеловодства. Сахар, столь обычный в наши
дни, еще не был известен. Мед был единственным сладким продуктом и сырьем для
виноделия (медоварения).
Начало медоварения уходит своими
корнями в седую древность. Летописцы свидетельствуют, что мед как напиток
потребляли в Руси в больших количествах. При дворе московских царей мед
готовили в обширных медоварнях. Много варили меда и в монастырях. Мед у славян
играл не меньшую роль, чем красное виноградное вино у французов и пиво у
баварцев. Один из киевских князей хвалился: «Меда у нас самые чистые, что
ничем не хуже рейнского (вина), а плохого рейнского и гораздо лучше».
В 1146 году при разделе
двора умершего княжича Святослава в его погребах оказалось около 500 берковцев
меду, а ведь каждый берковец — это десять пудов. История донесла до нас
рассказ и о случае, имевшем место на Подоле. В 1489 году татары, случайно набредшие
на оставленную подольскими войсками стоянку близ Копыстырина, нашли здесь
столько меду, что 10 тысяч человек перепились и все до единого были перебиты.
Жилища славян освещались восковыми
свечами. И если бедные слои населения обходились дымной лучиной, а средние —
чадной плошкой жира с горящим в нем фитилем, то восковая свеча, не дававшая ни
дыма, ни копоти, была единственным светильником и в царских палатах, в доме
боярина, в церквах и монастырях.
Большой урон пчеловодству нанесло
хлебное вино, которое начали изготовлять еще при Василии III (1440—1505 годы),
отце Ивана Грозного. Царь Василий III монополизировал право варения меда и
установил, что хмель могут употреблять только казенные медовары. Считают, что
этот акт, совпавший исторически с началом изготовления хлебного вина, положил
конец цветущему периоду медоварения на Руси. А рачительный Иван Грозный,
объединивший великое Русское государство, завел царские кабаки, сделав
винокурение из хлеба предметом казенного обложения.
В те времена занятие пчеловодством требовало силы, ловкости, отваги.
И
все-таки до конца XVII века, до воцарения Петра I, мед оставался лучшим алкогольным напитком. Все иностранцы, посетившие
Московское государство, в один голос хвалили его достоинства.
С возникновением кабаков безакцизное
медоварение стало преследоваться законом. В дальнейшем пагубно повлияли на него
винные откупы. С введением акцизно-откупной системы медоварение стало
постепенно падать и к середине прошлого века практически прекратилось, несмотря
на то, что в 1850 году было разрешено свободное варение меда для домашнего
обихода.
В петровские времена история
подготовила новый удар пчеловодству. В 1719 году в Петербурге был открыт
первый сахарный завод, работавший, правда, на привозном тростниковом
сахаре-сырце. Сахарная промышленность быстро вставала на ноги. Расширение
производства сахара и хлебного вина столь пагубно отразилось на пчеловодстве,
что пчелиный промысел (бортничество) стал быстро приходить в упадок. И хотя
Екатерина II в 1775 году отменила всякие
сборы с бортных угодий, это уже не могло возродить
умиравшее бортничество. С 1802 года в России один за другим открываются
сахарные заводы, работающие уже на отечественном сырье — сахарной свекле. И
спрос на мед, ранее незаменимый сахаристый продукт, резко упал.
Еще одним ударом по
пчеловодству было развитие нефтяной промышленности. Производство керосина для
осветительных целей, начавшееся в 1859 году, достигло такого размаха, что
1860 — 1900 годы принято называть «керосиновым периодом». В конце XIX и начале
XX века керосиновая лампа приобрела столь широкое распространение, что производство
восковых свечей для освещения было совсем прекращено.
С развитием нефтяной и горнорудной
промышленности стали поступать на рынок заменители воска — парафин, церезин,
стеарин. Эти суррогаты воска были так дешевы и их было так много, что даже
консервативное духовенство, имевшее епархиальные свечные заводы, не устояло
против соблазна замены ими дорогого воска.
В последнее десятилетие прошлого века у
меда появился еще такой пчеловод только и был способен один конкурент —
русские огребать рои и подрезать соты виноградные
вина. Потребление меда
еще больше сократилось, когда в продажу стали поступать фальсифицированные
медовые вина, изготовленные на сахаре и патоке. В этот последний период медоварения
в России все-таки еще работало 200 специальных медоваренных заводов.
Однако и после всех этих экономических
потрясений число пчелиных семей в России на рубеже XIX и XX веков все еще составляло
внушительную цифру — 5 300 000. Можно себе представить, сколько же их было на
Руси раньше! Нам думается, что если мы назовем цифру 50 миллионов, то
нисколько не погрешим против истины.
С падением пчеловодства изменился и
облик пасечника. Вместо отважного, сильного бортника, уходившего в глухие леса,
кишевшие медведями, рысями и другими хищниками, в XIX веке мы уже видим на
пасеках дряхлых стариков. Да и зачем же было ставить к пчелам сильных людей,
если обязанности пчеловода заключались в огребании роев, подрезке сотов из колод
после медосбора, да еще, может быть, в превращении их в так называемый битый
(мятый) мед. Исчезла также и профессия мастеров медоварения, а затем и свечного
производства.
Прошло много времени с тех пор, как
медоварение было распространено в народе, и точные рецепты его навсегда
утрачены. Только в былинах можно прочесть о «медах стоялых» — национальном
хмельном напитке славян. Вспомните, что все русские народные сказки кончаются
присказкой: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».
Изобретение в XIX веке рамочного улья,
медогонки, искусственной вощины наряду с другими техническими новшествами не
могло вернуть пчеловодству его былого значения. Однако эти изобретения и
развитие научной мысли прочно поставили пчеловодство в разряд отраслей сельского
хозяйства, тогда как раньше оно по духу было ближе к промыслу. Техника
пчеловодства изменилась до неузнаваемости. Древнюю колоду теперь можно увидеть
только в музее.
В советское время, когда пчеловодство
стало целиком рамочным, на пасеки вместо дряхлых стариков вернулись физически
полноценные и обученные люди. Уже только в этом можно видеть залог нового
подъема пчеловодства, нового его расцвета.
|