Воскресенье, 28.04.2024, 19:34



теги: пчеловодство, пчела, продукты пчеловодства , разведение и содержание пчел, матководство, матка, роение пчел, пчелопакет, пчеловодство для начинающих, прополис, Ф.А. Соколов, улей, воск пчелиный свойства пчеловод инфо маточное молочко применение, бесконтактное пчеловодство, пчелиный яд лечение получение, пчеловодческий разнотематический ФОРУМ, мед бортевой, рецепт медовухи, Шапкин В.Ф, перга пчелиная применение, пчелиный мед и его свойства , оздоровление пасеки, УШ-2, определение качества меда дома, медосбор, рой, пчелиный подмор, фоторепортаж с пасеки, соты с медом, пчела на цветке, продажа плодных маток, история пчеловодства, соты пчелиные, П.И. Прокопович, пасека, законы роения, Н.М. Витвицкий, УЛЕЕК, пчеловодный портал, осенние работы на пасеке, колода, конструкция улья, медоносные травы России, типы улья, пчеловодные обои, выбор улья, хранение меда, медовуха в домашних условиях
Меню сайта

Наши рекомендации
Книга
Бесконтактное пчеловодство

авторы Шапкин В.Ф.
Шапкина Т.В.







Категории раздела
Мои статьи

Улей УШ-2

Колоды

Опрос
Как Вы попали на наш сайт?
Всего ответов: 468

Статистика
Рейтинг@Mail.ru измерьте скорость интернета Счетчик тИЦ и PR



Главная »  [ Добавить статью ]

Ступени истории.

     Сотни тысяч лет отделяют нас от того момента, когда чело­век впервые познал вкус меда, а за­тем и понял, что этот полезный про­дукт можно добывать из дупел деревь­ев и трещин в скалах, заселенных пче­лами. К сожалению, археология не мо­жет установить точно, когда это про­изошло.

     Охота за медом в местах большого распространения пчел, по-видимому, появилась в эпоху палеолита, так как она требовала уже  соответствующих   орудий  производства и трудовых навыков. Наскальный рисунок в Аранской пещере в Испании, изображающий добы­вание  меда  из  расщелины  скалы,   показывает,   что   уже   в   15   тысячелетии до  н.  э.  человек  употреблял  при  охо­те за медом  веревку  и  корзину.  Оче­видно, такие  же  орудия   он   применял и когда добывал мед из дупел деревь­ев. Следовательно, уже в то время охо­та  за  медом  имела  давние   традиции. Однако по своей сущности охота за медом относится больше к собиратель­ству, чем к производству, так как при ней сделанные человеком орудия упо­треблялись лишь  в  целях добычи ме­да, а не для его производства.

     Охота за медом существовала на протяжении всего периода родового строя и стала исчезать лишь с разви­тием пашенного земледелия.

     Уже во времена Геродота (V в. до и.   1.)   мед   и    воск   были   в   широком употреблении у скифов. Об этом сви­детельствуют описанные Геродотом погребальные  обряды скифов, персов и вавилонян. Персы и вавилоняне, по-видимому, пользовались завозными про­дуктами пчеловодства, так как природные  условия  этих  стран  не  были  бла­гоприятными для широкого развития медового промысла. Крупнейшим    поставщиком меда и воска в страны Ближнего Востока были оседлые скиф­ские   племена, занимавшиеся   земледе­лием.

     Скифы-скотоводы, населявшие степ­ные районы, вели кочевой образ жиз­ни и не могли быть производителями меда и воска и, очевидно, сами получали их в форме дани от оседлых племен.

    Торговля медом и воском с Греци­ей приобрела особенно широкий раз­мах к концу I тысячелетия до н. э. По свидетельству Полибия (греческий писа­тель II в. до н. э.), греки вывозили из северного Причерноморья («окру­жающих Понт стран») хлеб, скот, ра­бов, а «из предметов роскоши... в изо­билии мед, воск, соленую рыбу».

     Следовательно, у скифов мед и воск были уже продуктами хорошо организованного промысла. Вероятнее всего этот промысел существовал в форме бортничества и его высшей ступени — бортевого пчеловодства, характерного для племен и народов южнорусской лесостепи уже при развитой частной собственности.

     Не исключена возможность, что скифы знали и пасечное ульевое пчело­водство, так как грекам оно было из­вестно еще в середине I тысячелетия до н. э., а скифы имели с греками тесные военно-политические и экономи­ческие контакты и, естественно, могли бы перенять эту более прогрессивную форму пчеловодства.

     Иностранные и первые русские письменные памятники сообщают, что ко времени образования Киевского го­сударства и правления первых Рюрико­вичей пчеловодный промысел восточ­ных славян имел характер важной и хо­рошо организованной отрасли феодаль­ного хозяйства. В собственности феода­лов, прежде всего киевского князя, его семьи и родственников, боярства и знатных дружинников находились боль­шие площади так называемых бортных ухожеев — лесных угодий, пригодных для  ведения бортевого пчеловодства.

     Бортные угодья использовались са­мими владельцами, а  также  сдавались в аренду за определенную плату день­гами или (чаще всего) натурой. Наряду с этим   существовали бортные угодья и как собственность крестьян, полузависимых и свободных, облагавшаяся, подобно другим средствам производ­ства (земля, звериные и рыбные ловли и  т. д.), данью в пользу князя и  госу­дарства.

     Борти и бортные угодья, имевшие серьезное экономическое значение, находились под охраной законов Киевско­го государства. По «Русской правде» за порчу или     разграбление княжеской борти взимался штраф 3 гривны (цена одной лошади или 9 баранов), смердьей (крестьянской) — 2  гривны.  За умышленное   нарушение   бортной   межи,   так же   как   и   пашенной,   налагался   штраф 12 гривен.

     Таким образом, уже с самого нача­ла существования Киевского государства право   собственности на бортное ухожье и борть было тождественно праву на землю. Это   свидетельствует высокой  организованности  производства  меда  и  воска  в  Киевской  Руси, об   окончательном  переходе  бортниче­ства в бортевое пчеловодство, то   есть о   превращении   его   в  организованную отрасль хозяйства.

     Экономическое  значение   пчеловод­ства этого времени было  очень  боль­шим. Мед и воск наряду с мехами слу­жили   своеобразной   валютой   в   ожив­ленной торговле Киева с Византией, за­падными и северо-западными европей­скими   государствами.   Через   волжско-камских болгар,   Хазарское  царство   и Византийские порты мед и воск из во­сточно-славянских земель шли в страны Арабского Востока и Средиземноморья в обмен на дорогие ткани, оружие, предметы роскоши. Свое  желание пе­ренести столицу Киевского государства в Переяславец  на  Дунае     киевский князь  Святослав   (Игоревич)   обосновывал  тем,   что  в   Переяславце сходились пути  международной  торговли  важней­шими товарами,  в числе которых были «мед  и   воск  из  Руси».  Это  говорит  о накоплении значительных излишков продуктов   пчеловодства   в   руках   имущей верхушки   Киевского   феодального   общества.

     Следует отметить, что, судя по до­шедшим до нас письменным документам той эпохи, Киевская Русь была в свое время практически единственным крупным   экспортером   продуктов   пче­ловодства.

     В конце I тысячелетия н. э. высокий спрос  на продукты  русского пчеловод­ства   поддерживался пышным  развити­ем православной церкви в Византии, яв­лявшейся  основным  потребителем рус­ского воска и меда. Принятие в 988 г. христианства и последовавшее вслед за этим быстрое строительство церквей  и монастырей в «градах и весях» на всей огромной территории Киевской Руси резко увеличило  внутренние потребно­сти   страны   в  продуктах пчеловод­ства, особенно в воске.

     Бурно развивавшаяся русская поавославная церковь с ее пышными обря­дами расширяла и обмен воска на до­рогие заграничные ткани, церковную утварь, золотые и серебряные изделия светского   и  церковного  назначения.

     В итоге общий спрос на мед, и осо­бенно на воск, еще больше увеличился. Способствовало этому и соперничество Киева  с  Константинополем. По  свидетельству    иностранцев, вскоре  после принятия   христианства, в самом  нача­ле  XI века,   в   Киеве уже  было   около 400 церквей, а через 100 с небольшим лет, по сообщению летописи, во время пожара   в  Киеве   сгорело   более   600 церквей. Киеву старались    подражать Новгород, Чернигов, Полоцк и другие столицы удельных княжеств, превратив­шиеся в процессе феодализации и рас­пада Киевского  государства в  столицы самостоятельных  феодальных  госу­дарств.

     В   процессе   феодализации   и   захва­та   крупными   феодалами   лучших    земель,   в   том   числе  и   бортных   угодий, создаются условия  для сосредоточения в   их  руках  огромных   запасов   меда   и воска.   В   эпоху   феодальной   раздроб­ленности  и междуусобных  войн  мед  и особенно   воск    наряду   со   скотом, и пленными считались  наиболее ценными военными трофеями.  Из  погребов  раз­грабленной   в   1146 г. Путивльской усадьбы Киевского князя Святослава враги взяли 500 берковцев (5000 пудов) меда.

      В эпоху феодальной раздробленно­сти внешняя торговля  продуктами пчеловодства   не  сократилась,   потому  что воск и мед были  одними из  немногих .производившихся    на Руси продуктов, которые  имели  большой  и  постоянный спрос  на   международном  рынке   и   на которые   многочисленные  потомки  Рю­рика, претендовавшие на величие и си­девшие на престолах великих и удель­ных княжеств, могли купить себе доро­гие  заморские ткани,  оружие,  украше­ния.

     Внутренняя же торговле медом и воском в эту эпоху в силу тех же при­чин значительно выросла. Согласно письменным документам, в XII веке в Новгороде уже существовал особый класс купцов «вощников». Через рынок этого крупного торгового центра про­ходило в то время ежегодно около 20 тысяч пудов воска.

     Учитывая,   что   меда   производилось в несколько раз больше, чем воска, что Новгород   был   на  единственным   крупным воско-медовым рынком, что значительная  часть  меда и воска потребля­лась на месте (дворами князей и бояр, церквями и монастырями, крестьянским населением), можно уверенно говорить о  важной роли пчеловодства  в  эконо­мике   русских   княжеств   XII—XV   веков и высокой степени его организации как отрасли хозяйства.

     Это подтверждается многочисленными письменными документами той эпо­хи, в   частности   завещаниями   и  дого­ворными   грамотами   великих  и  уголь­ных князей,   в   которых борти и  борт­ные угодья упоминаются,  как правило, сразу  же  после  деревень  с  землей  и населением, то есть отнесены к разря­ду   наиболее   важных  предметов   заве­щаемого  имущества.

     Такое положение русское пчеловод­ство сохраняет до  XVII  века  включи­тельно.   Значение пчеловодства в эко­номике  Русского государства XVII века все  еще  достаточно высоко. Оно слу­жит единственным на Руси источником концентрированного   пищевого   сахара, употребляемого  и  в  кондитерском деле,  и для  приготовления хмельных на­питков. Как предмет международной торговли и материал для изготовления свечей  и  удовлетворения других нужд внутри  страны сохранил свое значение и воск.

     Особую   роль   в   XVII   веке  сыграло пчеловодство, в колонизации южных окраин Московского государства, обез­людевших  после  татарского  нашествия. Заселяя территорию теперешних Белго­родской, Курской, Липецкой, Воронежской и соседних с ними областей, Мо­сковское правительство расплачивалось с переселенцами за охрану южных гра­ниц  главным  образом  землей,   охотничьими,   рыболовными   и  бортными   уго­дьями,   которыми  эти  территории  были в   то   время   очень богаты.   При   этом бортные угодья приравнивались в опре­деленных пропорциях к пашне и сено­косам  и облагались соответственно  на­логами.  Эти  налоги  составляли  видную статью   доходов    Московской    государ­ственной казны.

     Наряду  с угодьями,  приравненными к четвертной (облагаемой) пашне и отданными  в  поместье  за  службу,  очень много. угодий  (собственность  государ­ства) отдавалось на оброк с публичных торгов  или  на обычный оброк  деньга­ми, медом и воском. Эта система экс­плуатации  бортных  угодий  была  осно­вой  свободной  колонизации  края.   Как правило,  свободные (не служилые) переселенцы вначале организовывали бортный промысел, или пасеку, вступая тем самым в даннические отношения с Московским государством.

     Следует заметить, что бортевое пчеловодство было свойственно лишь первоначальному   этапу   колонизации   рай­онов черноземного центра. Уже в первой половине  XVII  века  в  связи  с  ро­стом   населения   и   освоенности   терри­тории и благодаря влиянию  пасек,  ор­ганизовывавшихся   выходцами   с  Украи­ны, для которых  пасека была уже  хо­рошо  знакомым  делом,  бортевое  пче­ловодство   здесь   начинает   быстро   за­меняться пасечным, колодным.

     К 1664 г. пасечное дело здесь было настолько развито, что царь потребовал от    белгородского    воеводы      выслать «...из тамошних городов мужиков  чело­век  15 или  20,  которые умеют строить пасеки  и   водить   пчелы...»   для   организации   пасек   в   подмосковных   царских имениях.

     Пасечное   пчеловодство,   хотя  оно в отличие от бортевого не связано с облагаемой    земельной   территорией,    не выходит   из-под   контроля   государства. Самочинно   организованные   и   незаре­гистрированные,   то   есть   не   обложен­ные налогом, пасеки, даже воеводские, конфисковались в пользу государства, что свидетельствует о все еще высоком значении пчеловодства в экономике Московского  государства.

     По дошедшему до нас описанию та­кой конфискованной пасеки белгород­ского воеводы видно, что ей свойствен­ны все основные черты развитого пасечного  хозяйства. Она  была  оснащена всеми   необходимыми   средствами   про­изводства,  начиная от инструментов для поделки ульев и отбора меда и кончая зимовниками   и   посудой   для   весенней подкормки пчел сытой. На этой пасеке, а   следовательно,   и   на других созна­тельно применялись своеобразные при­емы племенной работы, заключавшиеся в  том,  что  «худых»  пчел  осенью  «уби­вали»,   а  в  зиму  оставляли  «ульи  доб­рой  я  средней  семенной   пчелы».

      Обычно первое появление пасек на юго-западе современной территории
СССР относят к XIV веку, а в цент­ральных районах — к XVII веку. Одна­ко   есть   все   основания предполагать, что   пасеки   появились   на   Руси   значи­тельно   раньше,   а   названные   даты   — это   время   массового   распространения пасек на юго-западе  и в  Подмосковье. Организация в середине XVII века цар­ских  пасек  путем   сбора  ульев   с   кре­стьян «...по улью с двора, или по два, а   будет   мочно   и   не   в   тягость   и   по  три...», говорит о широком распростра­нении пасечных форм пчеловодства да­же у  крестьян подмосковных  районов, что,  несомненно, подчеркивает их   дав­ность.

     В пользу более раннего возникнове­ния пасечного колодного пчеловодства говорит и характер социально-экономи­ческого развития Русской земли в XI— XIV веках. Процесс феодализации,  на­чавшийся еще в середине первого ты­сячелетия,  в  первых веках второго  тысячелетия бурно развивается  и приво­дит  к  тому,   что  в   XIII—XIV  веках на  Руси    установились     феодальные     по­рядки.

     Пасечное колодное пчеловодство ха­рактерно   для   эпохи   развитого  феодализма,   но   возникло   оно   задолго   до этого и развивалось вместе с феодаль­ным способом производства. В районах густонаселенных    и     обезлесенных   оно возникло  раньше  и развивалось  значи­тельно   быстрее,   чем   в   малонаселен­ных лесных районах, Это подтверждают раскопки   Райковецкого  городища,    где были  обнаружены   доски   со   следами пчелиных сотов. Таким образом, в сред­нем   Поднепровье   пасечное   пчеловод­ство   существовало  уже  в   XII   веке.

     Арабский писатель Ибн-Даст пишет, что «из дерева они (восточные славя­не) выделывают род кувшинов, в кото­рых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается». Это сви­детельствует о том, что уже в X веке у наших предков было все для пере­хода от бортевого пчеловодства к па­сечному.

     В сказании араба легко увидеть, что славяне   уже   делали  жилища  для   пчел не в стволе растущего дерева, а в наи­более   пригодном   для    этого   обрубке дерева.   Отсюда   до   пасечного   пчело­водства  — один  шаг.   И  он  был,  вероятно,   сделан   очень   скоро.   Во   всяком случае,   есть  свидетельство   того,  что южные   области Киевского государства характеризовались развитым  пасечным пчеловодством еще задолго до XIV ве­ка.  Иностранный   путешественник   Галл (начало   XI    века)   в   своей    «Хронике» писал:   «Я  видел  в  этой  земле   удиви­тельное   множество    пчел, пчельников, пасек на степях  и борти  в лесах,  я  за­метил  в  ней  чрезвычайное  обилие   ме­да и воска».

     Возникновению пасек способствова­ло также освоение восточно-славянски­ми племенами культуры энтомофильных растений, судя по данным археологии, еще в XI—-XII веках. К XVI—-XVM векам гречиха и плодовые сады продвинулись в самые северные районы их современ­ного распространения и занимали в хо­зяйстве страны видное место. В XVI ве­ке, например, на Псковском рынке уже был специальный гречишный ояд. а в XVII веке в подмосковных имениях ца­ря гречиха занимала до 7% площади посевов и до 50% урожая зерна, а са­ды  занимали   десятки  гектаров.

     Начавшаяся в XVII веке капитализа­ция хозяйства, сопровождавшаяся вы­рубкой лесов в районах наиболее раз­витого пчеловодства, спиртокурение, по­явление на международном и русском рынках относительно дешевого тростни­кового и свекловичного сахара, разви­тие русской сахарной промышленности подорвали экономические основы ко­лодного пчеловодства. Из важной от­расли Хозяйства оно превращается в любительское дело и, по словам П. И. Прокоповича, в XIX веке перестает да­вать   прямые  доходы.

     Однако   капитализ&





Поиск

Мед, соты, пчелы






Партнеры
  • УШ-2


  • Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024